Коррекционное образование в тюрьмах

Региональная общественная организация "Центр Женских Инициатив"
При поддержке: Ассоциации "Христианский Диаконический Совет С-Пб" (ХМДС), ГУИН Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и Региональной общественной организации "Центр Женских Инициатив"

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 7-10 октября 2004г

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ КОЛЛЕГ


  • Итоги работы секций
 
 

ИТОГИ РАБОТЫ СЕКЦИЙ

«Обеспечение права осужденных на получение образования в условиях отбывания наказания в Северо-Западном регионе России, Северных Странах и странах СНГ».

Модератор Княжева И.М.
Эксперты – Представитель ГУИН Министерства Юстиции РФ
Международный советник в администрации по вопросам заключения и условного освобождения Bo Johansson
Начальник УЯ 64 Полковник Рахмонов Адилжон Хашилович .

В 1989 году Советом Европы были разработаны Правила европейских тюрем и Рекомендации NR (89)IZ по тюремному образованию. Многие называют Совет Европы «демократическим сознанием Европы», так как Совет прежде всего озабочен улучшением социально – демократического положения путем поддержки политических, законодательных и конституционных реформ.
Задача секции, посвященной анализу состояния дел по обеспечению права осужденных на получение образования в условиях отбывания наказаний в трех странах, включала в себя обсуждение в рамках свободной дискуссии трех вопросов,
Насколько состояние с обеспечением права осужденных на получение образования в пенитенциарных учреждениях России, Швеции и Узбекистана, близко к рекомендациям Совета Европы;
Возможна ли реализация этих рекомендаций в настоящее время;
Какие шаги необходимо предпринять, чтобы выполнить их в наиболее полном объеме.
При обсуждении этих вопросов в малых группах, участники сделали следующие выводы :

Обеспечение права осужденных на получение образования в Узбекистане .

В 1997 году в Узбекистане был принят закон, отменяющий вечернее образование в пенитенциарных учреждениях этой страны. Соответственно, очень многие рекомендации Совета Европы не могут быть реализованы в Узбекистане. Однако сейчас в связи с проблемой занятости осужденных наметилось позитивное движение в области законотворчества. Благодаря лоббированию ряда учреждений и организаций обсуждается вопрос о расширении возможности получения осужденными образования.

Обеспечение права осужденных на получение образования в России .

Уровень развития образовательных программ в пенитенциарных учреждениях России невысок, так как « желания не совпадают с возможностями». Так, заключенные должны иметь доступ в спортзалы, библиотеки, к различным формам образования, но это есть не везде, также, как и индивидуальный подход к получению специальности. Администрация должна с вниманием подходить к желанию осужденного обучаться. В России для этого есть законодательная база, но отсутствует материальная , включая возможность заниматься спортом. В штате колоний не предусмотрены педагоги по физической культуре для работы со спец контингентом, за исключением детских воспитательных колоний.
В колониях хорошо развита творческая и культурная деятельности осужденных, так во многих колониях открыты центры ремесел, творческие кружки, театральные, КВН. Это объясняется тем, что такая работа не требует многих материальных затрат при ее организации. Однако получить престижную специальность или высшее образование в колонии достаточно сложно.
Что касается реинтеграции заключенных отбывших наказание в общество, участники сошлись во мнении , что Россия стоит только в начале этого сложного пути, как на законодательном уровне, так и на уровне привлечения к этой проблеме внимания местного сообщества.

Обеспечение права осужденных на получение образования в Северных Странах ( на примере Швеции).
В Швеции есть все необходимые условия для доступа осужденных к образованию. Однако и здесь есть свои сложности и проблемы.
Шведская система тюремного образования испробовала различные формы. В настоящее время такого понятия, как единая система, не существует.
Некоторые школы приобретают образовательные услуги, другие нанимают своих собственных учителей, но взаимодействия и сотрудничества между тюрьмами нет. Результатом этого стало большое разнообразие образовательных программ, а иногда и отсутствие качества.
Большей частью, сроки заключения в Швеции короткие. 60 % заключенных отбывают сроки до 6 месяцев или меньше, 80 % – до года, 3-5% отбывают долгие сроки от 4 лет до пожизненного, поэтому администрация колоний не стремится организовать получение высшего или среднего профессионального образования осужденными в пределах тюрьмы, хотя это и декларированно. Этому препятствует и невозможность присутствия осужденного на занятиях в институте при получении высшего образования
Кроме того, не во всех еще тюрьмах есть возможность заключенному получить доступ к информационным технологиям. (Интернету, дистанционному обучению)
Швеция – страна, которая терпимо относится к религии и не навязывает религиозного образования, как и не препятствует ему.
В Швеции разработана и успешно действует программа индивидуального подхода. Так, для заключенного разрабатывается индивидуальная программа обучения, с учетом его определенных потребностей, которая может продолжаться после того, как заключенный освободится. За выполнением программы наблюдает специальный сотрудник. Это реально работает , так как в Швеции пять тысяч осужденных, и реализация программы индивидуального образования проходит успешно.
Во всех шведских пенитенциарных учреждениях работают спорт залы, Существует штатная должность, в обязанность которой входит спецподготовка заключенных.
Заключенные в Швеции неохотно участвуют в творческой и культурной деятельности , хотя все условия для этого им предоставлены.
В Швеции уделяется много внимания вопросу помощи осужденным в процесс реинтеграции их в общество, используя различные механизмы привлечения сил сообщества.

«Образование как инструмент социальной адаптации»

Модератор О.В.Агапова

Задачей секции, посвященной «Образованию как инструменту социальной адаптации» стояло ознакомление с опытом работы в этом направлении во всех учреждениях и организациях, представленных участниками конференции.
Модератором было предложено заполнить участникам карточки, в которых они могли отразить название организации, а также основные направления образовательных программ, , которые проводятся организацией, и их значение в качестве инструмента социальной реабилитации осужденных.
Обобщив полученные данные, участники сделали вывод : все образовательные программы, реализуемые в пенитенциарных учреждениях делятся на два больших блока:
Формальное образование различных видов, направленное на приобретение осужденными специальности, в основном обеспечивается самими пенитенциарными учреждениями. например ГУИН Минюста России обеспечивает основное общее образование, начальное профессиональное, содействует в реализации программ среднего и высшего образования, кроме этого занимается предварительным решением вопросов социальной реабилитации после освобождения, помогает выработке закона «о реабилитации после освобождения»
Сюда же можно отнести и программы, предлагаемые сотрудникам колоний в целях повышения их квалификации такими государственными учреждениями как СПб ГОу институт повышения квалификации работников Минюста России и НИИ УИС Мин.России .В качестве примера можно привести обучение сотрудников передовым формам работы с осужденными по отдельным должностным категориям, в перспективе педагогика соц. Работников пенитенциарных учреждений.
Неформальное образование, предоставляемое некоммерческими организациями, носит больше социальный характер. Оно направленно на изменение личностных качеств осужденных, их жизненных стереотипов и также мотивации к получению образования. Например РОО «Доверие» СПб разработало систему диалога как инструмент социально-психологической реабилитации, благотворительный фонд «Каритас» и РОО «Примирение» опираются на индивидуальный опыт подростков, применяют методики, акцентирующие на противопоставление нормам субкультуры. СПб БОО «Добрый город» развивает культурно-просветительскую деятельность среди подростков, использует достижения музейной педагогики, РОО «Центр женских инициатив» развивает курсы, в которых созданы условия, способствующие раскрытию творческого потенциала, происходит изменение негативного настроя на позитивный, предоставляется возможность быть «самим собой » на занятиях, вырабатывается способность к принятию самостоятельных решений, Ассоциация Христианских Церквей «Союз христиан» работает над созданием учебно-производственных центров на базе УЯ-64/7,64/14, , разрабатывает и внедряет духовно-нравственные программы как один из способов социальной адаптации осужденных, используя для этого телевизионный спутниковый канал TBN Россия.
Наиболее интересным с этой точки зрения участникам показался опыт европейских коллег, реализующих передовой мировой опыт у себя в пенитенциарных учреждениях и передающих некоторые технологии российским коллегам. Шведская администрация по вопросам заключения и условного освобождения работает по когнитивно-поведенческим программам, а также индивидуальным программам на основе индивидуальных потребностей, Стокгольмский университет проводит специальные курсы для персонала Колпинской колонии «Социальная работа с малолетними правонарушителями по шведской модели». Сотрудники этого университета обучают персонал методам работы с социальными инструментами, чтобы те в дальнейшем могли привить каждому ребенку социальные навыки, необходимые за пределами колонии
Кроме этого, многие некоммерческие организации предоставляют осужденным и сотрудникам пенитенциарных учреждений различные просветительские программы, направленные на повышении их правовой грамотности, способности применить полученные знания после освобождения (РОО «Центр женских инициатив» программа «Социальная адаптация осужденных через защиту их гражданских прав», Красноярское Общество «Знание», проводит обучение сотрудников колонии по программе «Осуществление прав заключенных» реализует программу «Правовые знания для несовершеннолетних»
Особой формой просветительских программ можно назвать программы, включающие работу с осужденными после их освобождения, (Красноярское Общество «Знание «Социальная адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы», УИН по Мурманской области реализует программу «Жизненные навыки», Межрегиональный Северо-Западный фонд помощи заключенным и лицам отбывшим наказание и УИН МЮ РФ по республике Карелия, работает над созданием социального центра по реабилитации лиц отбывших наказание


 

 

  Wic@online.ru АДРЕС РОО "ЦЖИ": 187000 Ленинградская обл., г.Тосно, ул. Боярова, 16А тел
Hosted by uCoz