Коррекционное образование в тюрьмах

Региональная общественная организация "Центр Женских Инициатив"
При поддержке: Ассоциации "Христианский Диаконический Совет С-Пб" (ХМДС), ГУИН Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и Региональной общественной организации "Центр Женских Инициатив"

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 7-10 октября 2004г

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ КОЛЛЕГ

Диалог некоммерческих организаций и Главного Управления исполнения наказания (ГУИН) по вопросам образовательной работы в тюрьме: ключевые позиции

Опыт взаимодействия пенитенциарных учреждений с общественными организациями в области образования осужденных

Закон РФ «Об образовании» гарантирует всем гражданам возможность получения образования - независимо от наличия судимости, в том числе и при нахождении в ИУ. При этом в законе предписано, что необходимо не только создавать соответствующие условия для обучения, но и учитывать возможность социальной адаптации для этого разряда граждан, используя специальные педагогические подходы. Подобное обучение спецконтингента организовано практически во всех подразделениях ГУИН.
В настоящее время в учреждениях действуют:
• 5 общеобразовательных школ (в ИК №№2, 5, 6, 7, КВК);
• 6 учебно-консультационных пунктов (в ИК №№4, 12, СИ №№1, 2, 4, 5);
• 6 профессиональных училищ (в ИК №№2, 4, 5, 6, 7, КВК), филиал ПУ №4 в ИК №3;
• 3 филиала Северо-Западного Государственного Технического Университета (в ИК №№5, 6, 7).
Деятельность вышеупомянутых педагогических коллективов школ и профессиональных училищ направлена на повышение качества образования в контексте целей и задач модернизации российского образования.
2 сентября 2004 года на совместном совещании директоров школ, профессиональных училищ и заместителей начальников учреждений по К и ВР обсуждены направления развития системы общего и профессионального образования в рамках Региональной программы «Санкт-Петербургская школа 2005-2008», где, в частности, учитывается:
обеспечение нового качества образования, его эффективности и доступности;
развитие системы воспитательной деятельности, ориентированной на гражданско-правовые ценности в школах и профессиональных училищах;
сохранение и развитие кадрового потенциала образовательных учреждений.
Приоритетным направлением работы учебных заведений при подразделениях ГУИН является социальная реабилитация спецконтингента. Проблема социальной адаптации – одна из главных для граждан, освободившихся из мест лишения свободы. Прежде всего, это актуально для женщин, так как они быстрее утрачивают социальные связи; рынок рабочих мест, где бы женщины были востребованы после освобождения, для них более ограничен; в силу эмоциональных и психологических особенностей они труднее возвращаются в социум…
Приведем следующие примеры.
Администрация исправительной колонии № 2 не понаслышке знает эти проблемы и делает все возможное для скорейшего возвращения спецконтингента в социум.
На базе исправительного учреждения № 3, например, функционирует профессиональное училище № 5, где женщины, не имеющие специальности, учатся профессии швеи. Ежегодно училище заканчивают около 180 осужденных. Курс обучения длится 10 месяцев, по окончании осужденным выдается свидетельство государственного образца, и присваиваются квалификационные разряды с 1 по 4. В ходе обучения учащиеся учатся рисовать, изучают основы спецтехнологии швейного дела, материаловедение, оборудование швейного производства, конструирование моделей, а также основы рыночной экономики.
Профессиональное училище располагает учебно-производственной базой, в мастерских ПУ установлены как универсальные, так и специальные машины в соответствии с нормативами по данной специализации. Ежегодно между учащимися проводится конкурс на изготовление лучшего изделия. По окончании учебного года оформляется выставка творческих работ. Учащиеся сами придумывают модели и доводят их до полной готовности.
К сожалению, сложно определить точное количество тех, кто после освобождения трудится по полученной в училище специальности, но по письмам осужденных мы знаем, что швеи с нашей квалификацией востребованы на предприятиях города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, да и в жизни умение шить и конструировать швейные модели не повредило ни одной женщине.
С момента основания колонии существует Саблинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, на базе которой осужденные получают общее (основное) образование и (полное) среднее. В 2003/2004 учебном году в школе обучалось 170 человек, 36 из которых в июне получили аттестаты. За период существования школы (с 1962 года) полное среднее образование в ней получили более 2000 человек, основное общее - более 1500 человек. Форма обучения очная и заочная. Каждый ученик индивидуально решает, какую форму обучения выбрать.
В школе существует зачетная система, введена аттестация по полугодиям. Костяк коллектива составляют педагоги, чей опыт работы в школе не оценим. Школа имеет свою библиотеку, видеотеку, богатый и разнообразный методический материал. Обучение проходит с учетом индивидуальных особенностей контингента, так как для многих осужденных это не только путь к получению аттестата, но средоточие культуры, добра, того, чего так не хватает осужденным, особенно женщинам. В школе собран целый архив писем от освободившихся подопечных со словами признательности и благодарности.
В исправительной колонии № 2 уже шесть лет работает «Центр женских инициатив» из г. Тосно по программе «Адаптивная подготовка женщин-осужденных к декоративно-прикладным ремеслам». Преподаватели Центра обучают всех желающих, а их немало, художественной вышивке, переплетному мастерству, росписи по дереву. Для обучения педагоги Центра применили специальную методику, ориентированную на женщин, оказавшихся в местах лишения свободы.
Низкий культурный уровень учащихся, нестабильная посещаемость занятий осужденными заставили педагогов больше внимания уделять расширению кругозора, повышению общего уровня преподаваемых знаний (умению шить, ткать, плести кружева и т.д.). У обучающихся появился устойчивый интерес к выбранному ремеслу, появилось желание углублять свои познания в этой области, изучать, например, историю искусств, цветоведение, основы композиции.
И к концу курса, который был рассчитан на 144 учебных часа, учащиеся смогли раскрыться как творческие личности. Лучшие работы осужденных не раз выставлялись в выставочных залах Санкт-Петербурга, в самом Центре и в музее учреждения. Приобретенная в Центре специальность стала основной для многих женщин. Например, одна из осужденных, окончившая курс росписи по дереву, была принята на работу в реставрационные мастерские Александро-Невской лавры.
В итоге, приложив немалые усилия, Центр женских инициатив выиграл грант фонда русских князей Гагариных. Результат – открытие компьютерного класса с 12-ю компьютерами. В течение года новую специальность «Пользователь ПК» приобрели 100 человек.
Анкетирование показало, что курсы, организованные Центром женских инициатив, благоприятно влияют на интеллектуальную, эмоциональную сферу, уровень самооценки осужденных, что способствует скорейшей адаптации осужденных женщин после освобождению из мест лишения свободы.
В следственном изоляторе № 2 (г. Тихвин Ленинградской области) средняя численность несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в 2004 году составляла 12 человек.
При финансовой поддержке Католического центра «Каритас – Санкт-Петербург» в этом учреждении с 1996 года функционирует учебно-консультативный пункт, поддерживающий общеобразовательный уровень несовершеннолетних. Учителя из Тихвинской коррекционной школы пять раз в неделю обучают несовершеннолетних из СИ №2. Занятия проводятся в помещении клуба учреждения, где оборудован класс с доской и партами на 12 учебных мест. Занятия ведутся по четырем основным предметам: математика, русский язык, литература, география. Кроме того, по пятницам проводятся занятия по труду - несовершеннолетних обучают резьбе по дереву.
Продолжительность занятий – 2 академических часа, включающих проведение контрольных работ и познавательных игр. Несомненно, это обеспечивает занятость несовершеннолетних в течение дня и благотворно влияет на их поведение.
В этом учебном году желание обучаться в учебном пункте учреждения изъявили все несовершеннолетние, содержащие в СИ №2. Занятия с подростками проводятся по той же системе, что и в предыдущем году, но в течение учебного года программа обучения корректируется.
В следственных изоляторах № 1, 4, 5 в рамках договора о сотрудничестве организовано обучение спецконтингента в учебно-консультационных пунктах вечерней (сменной) общеобразовательной школы № 55 Калининского района г. Санкт-Петербурга.
На протяжении 14 лет под патронажем королевы Швеции продолжается плодотворное сотрудничество следственного изолятора № 4 с благотворительной организацией «Скараборгшелпен». Врач из Швеции Гуннар Бострем и его жена миссис Улла Бострем переводили гуманитарную помощь подозреваемым и обвиняемым, содержащимися в СИ № 4: передавали продукты питания, одежду, медикаменты, хозяйственные материалы, оказывали финансовую помощь. На эти деньги введено в строй овощехранилище, туберкулезное отделение, оборудован кабинет психологической лаборатории, предназначенный для групповой работы с персоналом и спецконтингентом. На протяжении нескольких лет «Скараборгшелпен» оплачивает труд учителей, которые с подростками проводят занятия по русскому языку, математике, географии, музыке, физкультуре. Помимо этого учителя проводят большую внеклассную, духовно-нравственную работу. При участии благотворительных организаций в следственных изоляторах № 4, 5, Колпинской ВК проводятся литературные викторины, КВНы, концерты, конкурсы детских рисунков, спортивные состязания.
Особенно хочется отметить активную работу Санкт-Петербургского христианского просветительского благотворительного общественного фонда «Служение» Социального Приюта «Радуга Надежды» и индивидуальный вклад Любовь Ивановны Ванковой. Приют занимается просветительской деятельностью и решает наиболее острые социальные вопросы подростков из СИ №№ 4, 5, из Колпинской воспитательной колонии. А Л.И. Ванкова, чтобы изменить духовно осужденных и задержанных за правонарушения подростков постоянно организует концерты хоровых коллективов, танцевальных групп, в том числе с участием детей из детского дома, международных молодежных организаций. Это меняет в лучшую сторону морально-психологический климат в коллективе несовершеннолетних осужденных.
На протяжении нескольких лет ГУИН осуществляет сотрудничество с Братством святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Братство опекает две колонии - исправительную колонию № 5 и Колпинскую ВК. Здесь действуют православные храмы, где регулярно совершается Божественная Литургия. За годы служения сотни осужденных обрели веру и полностью изменили свою жизнь, многие после освобождения нашли свое место в Братстве или поддерживают с ним контакты. Некоторые поступили в монастыри и даже приняли священный сан, многие трудятся в приходах. Основу служения в обеих колониях составляет духовное просвещение и окормление. Просветительская программа в воспитательной колонии не ограничивается беседами на религиозные темы, а включает в себя систематические занятия живописью, информатикой, факультативные занятия в школе на тему «По основам нравственности», прослушивание духовной и классической музыки, просмотр видеофильмов, проведение бесед по правилам личной гигиены и здоровому образу жизни, проведение спортивных соревнований несовершеннолетних осужденных с православными семинаристами. Новой формой работы стало проведение мастер-классов по профориентации, на которые привлекаются опытные специалисты.
Необходимо отметить еще одно направление в воспитательной работе с осужденными. С 1993 года ГУИН осуществляет сотрудничество с Северо-Западным Техническим Университетом, направленное на реализацию программы социальной адаптации осужденных. Образовательные программы включают: обучение осужденных на 1-ой ступени высшего образования (2,5 года); обучение по краткосрочным специализированным курсам. Психологическая служба ГУИН отмечает, что участие в некоторых образовательных программах университета заставляет осужденных переосмысливать и корректировать свою систему ценностей, менять линию и мотивацию поведения.
Через два года после начала сотрудничества Университету удалось привлечь к этой деятельности зарубежных партнеров. Особенно ценным оказался опыт Манчестерского городского колледжа – крупнейшего в Англии контрактора национальной Тюремной Службы Ее Величества на проведение образовательных программ в ИУ. Знакомство с британским опытом, наряду с анализом собственной деятельности, показало, что особенно востребованными являются относительно короткие учебные курсы практической направленности, проводимые с осужденными незадолго до их освобождения.
Обучение на краткосрочных курсах проводилось с осужденными в исправительных колониях №№ 2, 5, 6, 7 по трем программам: «Как управлять собой?», «Как начать свое дело?» и «Как устроиться на работу?». В общей сложности более 250 осужденных прошли данное обучение. Но желающих заниматься было гораздо больше (на курсы осужденные приглашались по результатам строго отбора и собеседований). Выделить какой-либо из перечисленных курсов как приоритетный не представляется возможным, т.к. каждый из них важен и ценен по-своему. Так, например, курс «Как управлять собой?» особую актуальность имеет для человека, попавшего в сложную жизненную ситуацию, требующую мобилизации всех душевных сил. Не секрет, что женщины, оказавшиеся в колонии, подвержены кризисам, депрессиям и, как следствие, оказываются в сложных конфликтных ситуациях. На занятиях преподаватели обучали осужденных увидеть возникающие проблемы как бы со стороны, подсказывали, как правильно находить выход из сложившихся, казалось бы, безвыходных, ситуаций. Помогали тренировать память, учили аутотренингу.
Одним из важнейших условий адаптации в обществе является возможность найти работу. На курсах «Как начать собственное дело?» и «Как устроиться на работу?» осужденные анализировали собственные качества, обучались, как оценивать сильные и слабые стороны себя, учились составлять резюме, ориентироваться в вакансиях на рынке труда. По окончании курса «Как начать свое дело?» осужденные писали курсовые работы, проекты по открытию того или иного предприятия: готовили экономическое обоснование фирмы, составляли бизнес-прогноз предприятия и защищали свои работы. Привожу некоторые темы работ: открытие ЧП «Малыш» по пошиву мягкой игрушки, ЧП «Надежда» – магазин мясных полуфабрикатов и т.д.
Все учащиеся по окончанию курсов получили именные сертификаты.
Таким образом, осужденные получают пусть и небольшие, но необходимые для дальнейшей жизни знания и навыки. Ведь оказавшись за решеткой, человек задумывается, что с ним произошло. Догадывается, что это не только кара за содеянное, но возникшее свободное время, когда есть возможность поразмышлять о случившемся и о будущем, получить образование, переоценить прошлое и подготовиться к будущему.

О.Б.Диланян,
заместитель начальника ГУИН Министерства юстиции РФ
по Санкт-Петербурга и Ленинградской области


 

  Wic@online.ru АДРЕС РОО "ЦЖИ": 187000 Ленинградская обл., г.Тосно, ул. Боярова, 16А тел
Hosted by uCoz