Инновации в тюремном образовании:
вклад некоммерческих организаций в развитие системы
образования для социально-незащищенных категорий населения
Развивающий диалог с осужденными подростками как инструмент социально-психологической
реабилитации: принятие ответственности и преодоление социальной
беспомощности
(в 20 вопросах
и ответах, 6 картинках и 1 примере)
1
Решение какой основной проблемы должно стать результатом социально-психологической
реабилитации для любого человека?
В результате социально-психологической реабилитации должна быть
преодолена проблема социальной беспомощности.
2
Что такое социальная беспомощность?
Социальная беспомощность это – не столько неумение, сколько отказ
человека, даже не попытавшись что-либо предпринять, обеспечить свои
жизненные базовые потребности жизни в обществе.
Например, просить помощи, устанавливать контакт и отношения, понимать
и принимать существование и требования различных социальных норм
в обществе, признавать существование разных людей с разными ценностями,
вступать с ними во взаимодействие и действовать.
3
Откуда берется социальная беспомощность?
Почему возникает отказ?
Состояние социальной беспомощности возникает у человека в результате
систематического прерывания его поиска, инициативы и творчества,
которое имеет природу игры. Систематическое прерывание в канале
действия порождает лень – отказ действовать; систематическое прерывание
в канале восприятия порождает скуку – отказ слышать, видеть, думать.
4
В каких психологических состояниях у человека проявляется беспомощность?
Социальная беспомощность проявляется в психологических состояниях
скуки: «Могу слушать, смотреть и думать, но не хочу - скучно» и
лени: «Могу делать, но не хочу - лень». При более тяжелых состояниях
социальной беспомощности - апатии: «Не могу и не хочу, так как нет
сил, энергии, но, наверное, смогу в скором будущем» и депрессии:
«Не хочу и не могу, и не вижу, когда смогу» возникают нарушения
восприятия и прогноза будущего или временной перспективы.
5
Каковы психологические корни социальной беспомощности?
В основе социальной беспомощности у человека лежит повреждение процесса
образования ценностей – социальных ориентиров, которые определяют
направление жизни человека.
6
От чего повреждается процесс образования ценностей?
Повреждает процесс образования ценностей нарушение контакта с
окружающими и нарушение игры у ребенка.
7
Откуда берутся нарушения контакта и игры у ребенка?
Из-за неумения матери установить контакт с ребенком – ребенок
не «проживает» опыт полноценного контакта и поэтому в последствии
не умеет войти в контакт с другими людьми.
Из-за собственного неумения мать не играет с ребенком, прерывает
игру ребенка, не дает ему играть, считает, что это «пустое занятие»,
не обеспечивает условий, при которых ребенок может играть с другими
детьми.
8
Что требуется для полноценного процесса образования ценностей?
Ребенок, научившись у матери, легко и радостно устанавливает контакт
с разными детьми и играет с ними. Игра с детьми обеспечивает условия,
при которых ребенок может проверить в ней опыт ценностей, принятых
в своей семье, столкнуться с ценностным опытом других детей и,
проигрывая их в игре, сможет присвоить ценности, сделать их своими.
9
Почему проблема социальной беспомощности является основной для
процесса социально-психологической реабилитации?
Хронические состояния социальной беспомощности являются психологической
основой асоциального, или противоправного поведения, приводят
к химическим и другим зависимостям, порождают суициды, психосоматические
и психиатрические проблемы, трудности в обучении.
10
Какую роль играет воспитательная колония в жизни такой социально
исключенной группы как осужденные подростки?
Воспитательная колония как социальный институт участвует в усилении
того травматического опыта подростка, который стал для него основой
социальной беспомощности и, тем самым, в воспроизведении/репликации
трудностей в обучении, асоциального и суицидального поведения,
химических и других зависимостей.
11
Как происходит усиление травматического опыта осужденного подростка?
Вместо создания позитивной модели взаимодействия:
1) воспитательная колония как социальный институт воспроизводит
отвержение подростка как личности: не видит, не слышит, не чувствует
его. Не уважает подростка и не гарантирует ему прав, которых его,
по сути, не лишали; не верит в него как в индивид; не создает
условий для принятия подростком жизненно важных решений и не дает
возможностей их реализовать; он ей не интересен как личность;
2) воспитательная колония как социальный институт закрепляет и
усиливает негативное поведение подростка, когда он в качестве
обратной связи от окружающих получает осуждение, критику, бесконечный
контроль и запреты, ограничения, угрозы, им манипулируют, нарушают
его права, постоянно его наказывая.
И первое, и второе усиливает нарушение ценностей подростка, но
не создает условия для его социально-психологической реабилитации.
12
Какова основная цель социально-психологической реабилитации?
Основная цель социально-психологической реабилитации – социально-психологическое
выздоровление человека, что означает принятие им ответственности
за свою жизнь во всех ее сферах.
13
Что является базовым принципом социально-психологической реабилитации?
Базовым принципом любой реабилитации является передача ответственности
человеку за его собственную жизнь в ее самых различных проявлениях.
14
Каковы необходимые и достаточные условия для передачи ответственности
человеку за его жизнь?
Принятие ответственности человеком происходит только при наделении
его правами (например, правом выбора, правом принимать решения,
правом иметь собственное мнение и отстаивать его, правом высказываться,
правом быть услышанным и т.д.).
Нет прав – нет ответственности.
Ответственность может быть передана только на условиях договора.
15
Какие отношения сторон отвечают условиям договора?
Условиям договора отвечают только партнерские отношения, что означает
взаимное уважение и соблюдение прав, а также разделение ответственности
сторон. Круг замкнулся: наделение правами может происходить только
на условиях отношений уважения и соблюдения прав.
16
Какой инструмент отвечает потребностям договора на условиях взаимного
уважения прав сторон?
Инструментом договора на условиях взаимного уважения прав сторон
является диалог.
17
Что делать, если у одной из сторон, как правило, социально исключенной,
отсутствует опыт и, соответственно, понятия права и ответственности,
партнерских отношений и самого договора, как такого?
В этих условиях другая сторона может взять на себя ответственность
использовать в качестве инструмента договора и передачи ответственности
развивающий диалог.
18
Что отличает развивающий диалог от простого диалога?
Мета-цели. Отношение. Позиция. Инструмент.
Мета-цели:
1) строить отношения, которые в процессе взаимодействия становятся
ценными и порождают понятие ответственности за свою жизнь;
2) передавать ответственность здесь и сейчас.
Первой мета-цели отвечают отношения:
- любви (вижу, слышу, чувствую),
- веры (отказываюсь от ожиданий),
- интереса (вступаю в личный контакт) и
- уважения (соблюдаю права) к партнеру.
Отношения любви, веры, интереса и уважения порождают ценности
любви, веры, интереса, уважения, права. Те, в свою очередь, привнесенные
во взаимную деятельность, порождают ценности свободы, независимости,
чувства собственного достоинства, ответственности за содеянное
и т.д.
Второй мета-цели отвечает позиция исследователя:
- исследовать опыт и потребности партнера; побуждать его поисковую
активность;
- давать позитивную обратную связь; передавать партнеру ответственность
за выбор, за принятие решения, за конкретные шаги по реализации
своих потребностей, за достижение цели;
- исследовать внутренние препятствия или точки противоречия, возникающие
у человека на пути достижения поставленной цели, пробуждая этим
его рефлексию;
- помочь ему обобщить новое знание и создать новую картину мира.
Инструмент: открытые вопросы и закрытые вопросы
– для исследования точек противоречия.