Коррекционное образование в тюрьмах

Региональная общественная организация "Центр Женских Инициатив"
При поддержке: Ассоциации "Христианский Диаконический Совет С-Пб" (ХМДС), ГУИН Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и Региональной общественной организации "Центр Женских Инициатив"

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 7-10 октября 2004г

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ КОЛЛЕГ

 
 
Инновации в тюремном образовании:
вклад некоммерческих организаций в развитие системы образования для социально-незащищенных категорий населения
Развивающий диалог с осужденными подростками как инструмент социально-психологической реабилитации: принятие ответственности и преодоление социальной беспомощности
(в 20 вопросах и ответах, 6 картинках и 1 примере)

1
Решение какой основной проблемы должно стать результатом социально-психологической реабилитации для любого человека?
В результате социально-психологической реабилитации должна быть преодолена проблема социальной беспомощности.
2
Что такое социальная беспомощность?
Социальная беспомощность это – не столько неумение, сколько отказ человека, даже не попытавшись что-либо предпринять, обеспечить свои жизненные базовые потребности жизни в обществе.
Например, просить помощи, устанавливать контакт и отношения, понимать и принимать существование и требования различных социальных норм в обществе, признавать существование разных людей с разными ценностями, вступать с ними во взаимодействие и действовать.
3
Откуда берется социальная беспомощность?
Почему возникает отказ?
Состояние социальной беспомощности возникает у человека в результате систематического прерывания его поиска, инициативы и творчества, которое имеет природу игры. Систематическое прерывание в канале действия порождает лень – отказ действовать; систематическое прерывание в канале восприятия порождает скуку – отказ слышать, видеть, думать.
4
В каких психологических состояниях у человека проявляется беспомощность?
Социальная беспомощность проявляется в психологических состояниях скуки: «Могу слушать, смотреть и думать, но не хочу - скучно» и лени: «Могу делать, но не хочу - лень». При более тяжелых состояниях социальной беспомощности - апатии: «Не могу и не хочу, так как нет сил, энергии, но, наверное, смогу в скором будущем» и депрессии: «Не хочу и не могу, и не вижу, когда смогу» возникают нарушения восприятия и прогноза будущего или временной перспективы.
5
Каковы психологические корни социальной беспомощности?
В основе социальной беспомощности у человека лежит повреждение процесса образования ценностей – социальных ориентиров, которые определяют направление жизни человека.

6
От чего повреждается процесс образования ценностей?
Повреждает процесс образования ценностей нарушение контакта с окружающими и нарушение игры у ребенка.
7
Откуда берутся нарушения контакта и игры у ребенка?
Из-за неумения матери установить контакт с ребенком – ребенок не «проживает» опыт полноценного контакта и поэтому в последствии не умеет войти в контакт с другими людьми.
Из-за собственного неумения мать не играет с ребенком, прерывает игру ребенка, не дает ему играть, считает, что это «пустое занятие», не обеспечивает условий, при которых ребенок может играть с другими детьми.
8
Что требуется для полноценного процесса образования ценностей?
Ребенок, научившись у матери, легко и радостно устанавливает контакт с разными детьми и играет с ними. Игра с детьми обеспечивает условия, при которых ребенок может проверить в ней опыт ценностей, принятых в своей семье, столкнуться с ценностным опытом других детей и, проигрывая их в игре, сможет присвоить ценности, сделать их своими.
9
Почему проблема социальной беспомощности является основной для процесса социально-психологической реабилитации?
Хронические состояния социальной беспомощности являются психологической основой асоциального, или противоправного поведения, приводят к химическим и другим зависимостям, порождают суициды, психосоматические и психиатрические проблемы, трудности в обучении.
10
Какую роль играет воспитательная колония в жизни такой социально исключенной группы как осужденные подростки?
Воспитательная колония как социальный институт участвует в усилении того травматического опыта подростка, который стал для него основой социальной беспомощности и, тем самым, в воспроизведении/репликации трудностей в обучении, асоциального и суицидального поведения, химических и других зависимостей.
11
Как происходит усиление травматического опыта осужденного подростка?
Вместо создания позитивной модели взаимодействия:
1) воспитательная колония как социальный институт воспроизводит отвержение подростка как личности: не видит, не слышит, не чувствует его. Не уважает подростка и не гарантирует ему прав, которых его, по сути, не лишали; не верит в него как в индивид; не создает условий для принятия подростком жизненно важных решений и не дает возможностей их реализовать; он ей не интересен как личность;
2) воспитательная колония как социальный институт закрепляет и усиливает негативное поведение подростка, когда он в качестве обратной связи от окружающих получает осуждение, критику, бесконечный контроль и запреты, ограничения, угрозы, им манипулируют, нарушают его права, постоянно его наказывая.
И первое, и второе усиливает нарушение ценностей подростка, но не создает условия для его социально-психологической реабилитации.
12
Какова основная цель социально-психологической реабилитации?
Основная цель социально-психологической реабилитации – социально-психологическое выздоровление человека, что означает принятие им ответственности за свою жизнь во всех ее сферах.
13
Что является базовым принципом социально-психологической реабилитации?
Базовым принципом любой реабилитации является передача ответственности человеку за его собственную жизнь в ее самых различных проявлениях.
14
Каковы необходимые и достаточные условия для передачи ответственности человеку за его жизнь?
Принятие ответственности человеком происходит только при наделении его правами (например, правом выбора, правом принимать решения, правом иметь собственное мнение и отстаивать его, правом высказываться, правом быть услышанным и т.д.).
Нет прав – нет ответственности.
Ответственность может быть передана только на условиях договора.
15
Какие отношения сторон отвечают условиям договора?
Условиям договора отвечают только партнерские отношения, что означает взаимное уважение и соблюдение прав, а также разделение ответственности сторон. Круг замкнулся: наделение правами может происходить только на условиях отношений уважения и соблюдения прав.
16
Какой инструмент отвечает потребностям договора на условиях взаимного уважения прав сторон?
Инструментом договора на условиях взаимного уважения прав сторон является диалог.
17
Что делать, если у одной из сторон, как правило, социально исключенной, отсутствует опыт и, соответственно, понятия права и ответственности, партнерских отношений и самого договора, как такого?
В этих условиях другая сторона может взять на себя ответственность использовать в качестве инструмента договора и передачи ответственности развивающий диалог.
18
Что отличает развивающий диалог от простого диалога?

Мета-цели. Отношение. Позиция. Инструмент.

Мета-цели:
1) строить отношения, которые в процессе взаимодействия становятся ценными и порождают понятие ответственности за свою жизнь;
2) передавать ответственность здесь и сейчас.

Первой мета-цели отвечают отношения:
- любви (вижу, слышу, чувствую),
- веры (отказываюсь от ожиданий),
- интереса (вступаю в личный контакт) и
- уважения (соблюдаю права) к партнеру.
Отношения любви, веры, интереса и уважения порождают ценности любви, веры, интереса, уважения, права. Те, в свою очередь, привнесенные во взаимную деятельность, порождают ценности свободы, независимости, чувства собственного достоинства, ответственности за содеянное и т.д.

Второй мета-цели отвечает позиция исследователя:
- исследовать опыт и потребности партнера; побуждать его поисковую активность;
- давать позитивную обратную связь; передавать партнеру ответственность за выбор, за принятие решения, за конкретные шаги по реализации своих потребностей, за достижение цели;
- исследовать внутренние препятствия или точки противоречия, возникающие у человека на пути достижения поставленной цели, пробуждая этим его рефлексию;
- помочь ему обобщить новое знание и создать новую картину мира.

Инструмент: открытые вопросы и закрытые вопросы – для исследования точек противоречия.

Далее...

 

  Wic@online.ru АДРЕС РОО "ЦЖИ": 187000 Ленинградская обл., г.Тосно, ул. Боярова, 16А тел
Hosted by uCoz