Коррекционное образование в тюрьмах

Региональная общественная организация "Центр Женских Инициатив"
При поддержке: Ассоциации "Христианский Диаконический Совет С-Пб" (ХМДС), ГУИН Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и Региональной общественной организации "Центр Женских Инициатив"

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 7-10 октября 2004г

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ КОЛЛЕГ


 

В УИН Минюста России по Саратовской области более 70 осужденных проходят обучение в Саратовском профессионально-педагогическом колледже и Саратовском социально-экономическом университете.
Вместе с тем многие учреждения, дающие высшее образование, предлагают обучать осужденных по ценам, которые чаще всего для них недоступны. В этих условиях осужденные отдают предпочтение тем образовательным учреждениям, которые дают образование по профессиям, вполне конкурентоспособным на рынке труда, а стоимость обучения в таких ВУЗах гораздо ниже.
Так, в заочной школе Московского инженерно-физического института обучаются более 150 осужденных по наиболее востребованным специальностям. Обучение в этой школе привлекает относительно невысокой стоимостью (от 720 до 2500 рублей за курс обучения) и доступностью получения среднего профессионального образования.
В ИК-17 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю 45 осужденных в прошлом году закончили обучение на втором курсе филиала Красноярского строительного техникума по специальности техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
В первое время у многих бытовало мнение, что полученные знания будут использованы осужденными, чтобы в будущей «уголовной» практике обходить закон. В реальной жизни эти опасения подтверждения не нашли. Заочное и дистанционное обучение осужденных в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, как правило, способствует улучшению среди этого контингента дисциплины, а стремление к получению знаний является важным условием повышения адаптационных способностей осужденных. Практика показывает, что рецидив преступности среди обучающихся оказывается в 5-6 раз ниже, чем у лиц, не обременявших себя учебой в период отбывания наказания. Более того, многие осужденные, которые в ходе отбывания наказания поступили учиться в высшие учебные заведения, и после отбытия наказания продолжают учиться. Так, осужденный Белов Е.В. после освобождения продолжает учиться в Самарском филиале Современной гуманитарной академии (специальность “Экономика”), куда он поступил, отбывая наказание в ИК-16 г. Тольятти. Бывшие осужденные Федоров С.Н. и Хомяков Д.В. обучаются соответственно в Тольяттинском политехническом институте и в Самарском филиале Московского международного университета бизнеса и информационных технологий. А осужденный Филиппов С.Н. учится в Самарском филиале Современного гуманитарного института, в который поступил еще до осуждения.
Из 214 осужденных женщин в ИК-5 Московской области, обучавшихся в Московском государственном университете и получивших диплом, по специальности после отбытии наказания работают 16 человек.
Сложная социальная ситуация в стране, высокий уровень безработицы, растущая потребность современного общества в квалифицированных специалистах - все эти проблемы не могли обойти стороной и места лишения свободы. Сама жизнь предъявляет новые требования к организации деятельности УИС, направленные на решение вопросов социальной ориентации осужденных, поддержку и укрепление их здоровья, повышение их интеллектуального уровня, привлечение к труду, обеспечение их общего и профессионального образования.
В 2003 году свыше 150 благотворительных фондов, общественных и религиозных организаций оказывали содействие в работе учреждениям и органам, в которых содержатся правонарушители, помогали исправлять осужденных. В этом же году более 350 предприятий и организаций с различной формой собственности оказывали осужденным гуманитарную помощь на сумму более 176 млн. рублей.
Приведу ряд примеров, характеризующих деятельность общественных организаций
Так, Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского, ГУИН Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области реализуют проект «На пути к свободе», который предлагает использовать творческий потенциал осужденных для их социальной адаптации. Воспитанники Колпинской воспитательной колонии вместе с сотрудниками музея, профессиональными актерами и режиссером Белого Театра (г. Санкт-Петербург) создают выставку и спектакль, посвященные 150-летию освобождения Ф.М.Достоевского из омского острога. В процессе работы подростки изучают жизнь и творчество Ф.М. Достоевского, осваивают основы актерского мастерства, участвуют в изготовлении декораций.
Общественная организация "Мир детства" из города Белореченска Краснодарского края организовала для подростков, отбывающих наказание в Белореченской воспитательной колонии, Школу гражданской журналистики, в рамках которой подростки овладевают основами компьютерной грамотности, навыкам журналистики, умению самостоятельно выпускать газету; проходят курс правовых знаний.
В рамках программы малых грантов по России «Тюремная реформа в России в 2000-2003 гг.» (от Международной неправительственной организации «Международная тюремная реформа») администрация ИК-11 ГУИН Минюста России по Краснодарскому краю выиграла грант, позволивший организовать дистанционное обучение в Краснодарском гуманитарно-технологическом колледже для двадцати осужденных (проект «Студенческая инициатива. Качественное обучение в короткие сроки»).
Региональная общественная благотворительная организация из Санкт-Петербурга "Центр профилактики наркомании" реализует свой проект в следственном изоляторе, цель проекта – разработка и проведение программы социального обучения и профилактики рецидивов асоциального поведения у подростков 14-18 лет, находящихся в следственном изоляторе.
Проекты томского регионального общественного объединения "Содействие +" и Правозащитного центра города Казани направлены на повышение эффективности института условного осуждения в российском правосудии. Оба проекта предполагают создание моделей работы с подростками, осужденными без лишения свободы, задействуя возможности местных общественных организаций и учебных заведений.
Кроме того, рядом общественных организаций также реализуются различные проекты и программы по подготовке осужденных к освобождению и последующей их социальной реабилитации в гражданском обществе. При этом хочется отметить работу региональной общественной организации «Центр женских инициатив» (председатель – Княжева Ирина Михайловна), осуществляющей свою деятельность в исправительных учреждениях ГУИН Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. ЦЖИ уделяется особое внимание вопросам социальной реабилитации женщин как во время отбывания ими наказания, так и после их освобождения. Так, в Саблинской ИК № 2 уже пятый год реализуется программа «Адаптивная подготовка женщин-заключенных к возвращению их в общество», в рамках которой женщины изучают декоративно-прикладные ремесла. За последние три года благодаря этой организации более 400 осужденных приобрели специальности по прикладным ремеслам (народным промыслам).
С целью социальной адаптации и расширения возможностей трудоустройства лиц, освобождающихся из исправительных учреждений Мурманской области, в 2003 году был заключен договор между УИН Минюста России по Мурманской области и тюрьмой г. Тронхейма (Норвегия) по реализации в исправительных учреждениях программы «Жизненные умения». В рамках этой программы 140 осужденных прошли обучение (курс «Технология самостоятельного поиска работы»).
Два гранта международных организаций выиграны Арзамасской воспитательной колонией Нижегородской области, на выигранные средства оборудован компьютерный класс, а в 2003 году 40 воспитанников колонии в ходе реализации проекта получили дипломы по специальности «пользователь персонального компьютера с основами делопроизводства».
В рамках проекта «Поколение.RU», реализуемой некоммерческой организацией «Федерация Интернет Образования», находящейся в Икшанской воспитательной колонии, открыт учебно-образовательный центр. Создание Интернет-классов для подростков, содержащихся в учреждениях УИС, позволяет им получить необходимые знания и умения для более успешной социальной адаптации после освобождения. Так, впервые в практике работы Икшанской ВК двадцать ее выпускников поступили в высшие учебные заведения.
В Калужской области на основании заключенного договора осуществляется взаимодействие с областным центром социальной помощи "Доверие". Совместно с сотрудниками Центра разработаны план и тематика занятий, где изучаются способы разрешения конфликтных ситуаций, рассматриваются основы делового общения, методы по снятию стрессов, культуры общения, по вопросам семейного, жилищного и трудового права. Налажено взаимодействие с Агентством управленческого и политического консультирования "VIP-ресурс". Агентством проводится работа по подготовке программы социальной реабилитации несовершеннолетних и молодежи в возрасте до 30 лет, освобождаемых из мест лишения свободы.
По социальной реабилитации осужденных в Самарской области Жигулевский городской благотворительный фонд «Дорога к дому» (директор – О.И. Момот) активно внедряет свои проекты. На сегодняшний день фондом реализовано 8 партнерских проектов, направленных на решение проблем при подготовке воспитанников к освобождению, к жизни на свободе. Так, с мая 2003 года в г. Жигулевске Самарской области и на прилегающих к нему территориях осуществляется проект «Создание центра подготовки добровольцев для работы с несовершеннолетними правонарушителями и детьми группы риска», реализуемый городским благотворительным фондом «Дорога к дому» и волонтерской организацией из Великобритании SOVA. Ряд мероприятий данного проекта проходят в рамках комплексной программы реабилитации воспитанников Жигулевской воспитательной колонии: оказываются услуги по дополнительной профессиональной подготовке осужденных по специальностям - парикмахер, повар, оператор «ЭВМ», мастер видео-фотосъемки, мастер по ремонту обуви, мастер резьбы по дереву. К настоящему времени обучено 280 воспитанников. Кроме того, осуществляется правовое и культурное просвещение воспитанников колонии.
Также необходимо отметить, что в ряде регионов общественные организации взаимодействуют с исправительными учреждениями: обучают осужденных разным народным промыслам.
Например, в ИК Челябинской области осужденных обучают резьбе по дереву и камню, учат изготавливать панно способом напыления мраморной крошки, основам художественной росписи по дереву, учат изготавливать различные предметы из бересты. В профессиональных училищах при ИК-1, 5, ЛИУ-7 УИН Минюста России в Чувашской Республике осужденные также обучаются резьбе по дереву и макраме. Готовая продукция реализуется в магазинах, а вырученные средства направляются на укрепление учебно-материальной базы профтехучилищ.
Обучение осужденных народным промыслам осуществляется и в исправительных учреждениях Алтайского, Красноярского краев, Тюменской, Самарской, Смоленской областей и других регионов.
Привлечение общественных организаций к деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы соответствует требованиям международных правовых документов. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955) определяют, что в обращении с заключенными не следует подчеркивать, что они на какой-то период исключены из общества, напротив - подчеркивать, что они продолжают оставаться членами общества; повсюду, где это возможно, следует привлекать общественные организации к сотрудничеству с персоналом заведения, чтобы заключенных возвращать к жизни в обществе.
Возможность активного участия общества в процессе реформирования пенитенциарной системы России является одним из показателей, что уголовно-исполнительная система становится более открытой и доступной для всех, кто готов к плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству.
Вместе с тем хотелось, чтобы деятельность общественных организаций в исправительных учреждениях носила долговременный характер, а не существовала от случая к случаю, от получения одного гранта до другого.
В подтверждение своих слов хотелось бы привести следующий печальный пример:
Несколько лет назад Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики и ГУИН Минюста России было положено начало реализации совместного проекта «Дистанционное образование в пенитенциарной системе». Пилотный этап проекта при поддержке ряда общественных организаций и благотворительных фондов осуществлялся в шести субъектах Российской Федерации. Проект получил широкую поддержку общественности и средств массовой информации. В 2004 году истек срок реализации данного проекта. Результат – на сегодня в МЭСИ обучаются только 4 человека. К примеру, в Красноярском крае финансовую поддержку процессу обучения осужденных оказывало «Молодежное движение «Лебедь». Как только эта организация перестала принимать участие в реализации указанного проекта, обучение осужденных в МЭСИ практически прекратилось…
Поэтому, когда мы говорим об обучении осужденных в ВУЗах, следует не упустить такой факт, что некоторые осужденные начали обучение в учебных заведениях на средства различных организаций и благотворительных фондов. А как им дальше учиться, если закончатся средства выделенных грантов? Человеку дали шанс получить образование, надежду на возможность вырваться из этого порочного круга, и вдруг ему заявляют, что денег на его обучение больше нет. Это может нанести серьезную морально-психологическую рану осужденному. В такой ситуации ему лучше не начинать учебу. Особенно, если речь идет о воспитанниках из воспитательных колоний, молодых ребятах с неокрепшей психикой.
Еще очень хотелось, чтобы общественные организации в своих инициативах по обучению осужденных были ориентированы на конечный результат. Например, дали человеку возможность поступить учиться в ВУЗ в местах лишения свободы - дайте шанс окончить институт после освобождения. Здесь я говорю не о том, чтобы осужденному и после освобождения суживали деньги на обучении, речь идет о том, чтобы оказывалась целенаправленная помощь в трудоустройстве освободившегося, чтобы студент сам смог платить за учебу. Тогда действительно можно быть уверенным, что этот человек больше не совершит преступление.
Однако процесс развития системы дистанционного образования тормозится из-за высокой стоимости обучения. В наш адрес обращаются многие образовательные учреждения высшего профессионального образования с предложением обучать осужденных, однако чаще всего они продиктованы стремлением получить прибыль, а не основываются на благородных побуждениях. Действительность такова, что осужденные в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей, у которых практически нет средств на оплату за обучение. Государство в настоящее время не готово гарантировать всем бесплатное высшее образование. Поэтому роль общественных организаций в этом вопросе очень значительна.
Кроме того, необходимо отметить еще один немаловажный фактор. Здесь я говорил больше о том, что делается пенитенциарными учреждениями совместно с общественными организациями для обеспечения конституционных прав осужденных, о реализации требований законодательства для социальной реабилитации осужденных путем повышения их профессионального и образовательного уровня. Необходимо отметить, что в настоящее время отмечается повышенный интерес к получению образования и со стороны самих осужденных. Во все инстанции (Администрацию Президента Российской Федерации, Государственную Думу, к депутатам в органы законодательной и исполнительной власти различных уровней), стали поступать письма от осужденных с просьбой помочь организовать их обучение в различных образовательных учреждениях. Мы по мере возможности стараемся идти им навстречу. Например, в УИН Минюста России по Ульяновской области из числа осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях одного вида режима и желающих обучаться в ВУЗе, в одном из исправительных учреждений сформированы учебные отряды, организовано обучение осужденных в Современной гуманитарной академии. Другой пример. Чтобы покрыть затраты на бесплатное обучение осужденных в ИК-2 г. Зеленограда Московской области, в Московском государственном индустриальном университете (в учебном пункте при этом учреждении) организовано платное обучение сотрудников, членов семей сотрудников и сотрудников других правоохранительных органов, иных граждан.
Образование для осужденных должно быть направлено на то, чтобы, освободившись из мест лишения свободы, они смогли стать полноправными гражданами, обладающими знаниями и умениями, необходимыми для полноценной жизни в современном обществе. Образование должно помочь им осознать тот факт, что они находятся в тюрьме не только в силу обстоятельств и событий, произошедших с ними в прошлом, но и для того, чтобы не упустить возможности заложить фундамент для своего будущего. Одна из наиболее важных задач образования для осужденных - помочь им осознать свои потенциальные возможности и научиться использовать их в интересах своего личного развития.
Желательно, чтобы общественные организации стали постоянным участниками процесса социальной реабилитации осужденных. Нам нужно отказаться от пиаровского характера благотворительных, социальных и образовательных мероприятий.
Не секрет, что в настоящее время ухудшается криминогенный состав спецконтингента – растет количество лиц, осужденных за тяжкие преступления с устойчивой криминальной мотивацией. Увеличивается поступление в места лишения свободы больных туберкулезом, наркоманией, психическими расстройствами, ВИЧ-инфицированных, осужденных, не имеющих образования, основных трудовых навыков.
По нашему мнению, правильно поступают те общественные организации, которые свою работу строят сразу по трем основным направлениям: с несовершеннолетними подростками на свободе, с осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, и лицами, освобожденными из мест заключения.
Полагаю, что основной задачей нашего общества является не исправление человека, уже преступившего закон, а создание таких условий, при которых возможность совершения правонарушений бывшим преступником в принципе исключается.
Министерство юстиции Российской Федерации, ГУИН Минюста России продолжают работу по дальнейшему реформированию УИС, созданию условий для перехода к принципиально другому качеству деятельности пенитенциарной системы. Совместно с заинтересованными органами исполнительной власти будет разработана и обеспечена реализация специальных программ, направленных на повышение интеллектуального и образовательного уровня приговоренных к лишению свободы. Это и получение общего начального профессионального образования, а также среднего и высшего профессионального образования посредством заочного и дистанционного обучения. Серьезное внимание будет уделено решению вопросов социально-психологической адаптации осужденных во время отбывания наказания, а также их социальной реабилитации после освобождения.
К работе по оказанию помощи в восстановлении социальных связей бывших преступников (после их освобождения из мест лишения свободы) будут привлечены правительственные и неправительственные организации.
Кроме того, совместно с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации решается вопрос о разработке проекта федерального закона о социальной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы. Совокупность принимаемых мер приведет к изменению внутренней сути и идеологии учреждений УИС.
Предстоит обеспечить дальнейшее развитие нормативной базы деятельности УИС с учетом соблюдения международных стандартных правил обращения с заключенными, повысить роль научного пенитенциарного общества в дальнейшем реформировании УИС.
Все эти мероприятия направлены на то, чтобы вернуть обществу не озлобленного человека, отягощенного чувством обиды за понесенное наказание, а способного к нормальному бесконфликтному возвращению в новую жизнь.
Вместе с тем и сегодня остаются нерешенными вопросы, связанные с трудовым и бытовым устройством освобождающихся из мест отбывания наказания, их социальной реабилитацией и адаптацией к жизни на свободе. В первую очередь это касается граждан, утративших социально полезные связи.
С учетом этого я просил бы обратить особое внимание на работу в воспитательных и исправительных колониях, где отбывают наказание осужденные женщины, и в домах ребенка, которые существуют при вышеназванных колониях, так как лица, содержащиеся в этих колониях, относятся к категории наиболее социально уязвимых.
30 сентября 2004 г. в Совете Федерации Российской Федерации прошло заседание Общественной комиссии при Председателе Совета Федерации по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в России на тему «Положение женщин в местах лишения свободы» с участием Председателя Совета Федерации С.М.Миронова и Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике В.А. Петренко, на котором с докладом выступил заместитель начальника ГУИН Минюста России С.Н. Болтков. На заседании присутствовали также представители различных общественных организаций. Сам факт проведения такого мероприятия с участием одного из руководителей государственной власти России говорит о значимости той работы, которую мы с Вами вместе осуществляем.
Мы искренне признательны всем международным и российским общественным организациям и благотворительным фондам за их активное участие в решении вопросов исправления осужденных, в подготовке их к жизни на свободе.
Нас радует, что есть Международная неправительственная организация «Международная тюремная реформа» (PRI). Эта организация в лице регионального директора Виктории Викторовны Сергеевой много сделала и делает, чтобы на практике реализовать задачи по социальной реабилитации бывших осужденных, возвращение их в общество равноправными гражданами.
Активная гражданская позиция благотворительного фонда помощи осужденным его руководителя - Марии Валерьевны Каннабих - позволяет сегодня обеспечить многим необходимым исправительные учреждения, в которых содержатся осужденные женщины, имеющие в домах ребенка детей в возрасте до трех лет.
Я уже упоминал Центр женских инициатив, ее руководителя Княжеву Ирину Михайловну и многие другие общественные организации, и хочу еще раз подчеркнуть, что многие позитивные изменения, которые проходят в российской пенитенциарной системе, стали возможны благодаря настойчивости и принципиальности общественных организаций, их стремлению внести в систему все то новое и прогрессивное, что есть в мире. Все это способствует дальнейшему развитию процесса демократизации, придает системе исполнения наказаний истинно человеческое лицо.
Мы готовы сотрудничать со всеми, у которых чувства искренни, цели благородны, душа открыта для понимания и сострадания и есть желание делать добро во благо нашего общества.
В заключение хотелось бы выразить надежду, что на конференции все участники с максимальной эффективностью используют представившуюся возможность продуктивного общения друг с другом, поделятся не только своими проблемами, но расскажут о путях их решения.
В.А. Жирнов,
Главный специалист ГУИН Министерства Юстиции России по воспитательной работе с осужденными,
г. Москва

 

  Wic@online.ru АДРЕС РОО "ЦЖИ": 187000 Ленинградская обл., г.Тосно, ул. Боярова, 16А тел
Hosted by uCoz