|
ОБРАЗОВАНИЕ В ТЮРЬМЕ:
опыт и состояние
Обучение осужденных как фактор их успешной адаптации на свободе
Европейскими пенитенциарными правилами (приняты Комитетом Министров
Совета Европы 12 февраля 1987 г.) предусмотрено, что в каждом месте
лишения свободы разрабатывается и осуществляется разносторонняя
программа обучения, позволяющая заключенным удовлетворять, по крайней
мере, некоторые из своих интересов и потребностей. Целью подобных
программ должно быть улучшение перспектив на успешную социальную
реабилитацию, поддержание в них силы духа и повышения их уважения
к самим себе.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации уголовно-исполнительная
система подразумевает обеспечение основного общего и начального
профессионального образования осужденных к лишению свободы, которые
являются одним из основных средств исправления правонарушителей,
способствуют их ресоциализации в период отбывания наказания и стремлению
к правопослушному поведению, создают предпосылки для успешной адаптации
к жизни на свободе. НЕ ПОНИМАЮ,,,
В настоящее время в исправительных учреждениях функционируют 291
вечерняя общеобразовательная школа и 231 учебно-консультационный
пункт, где обучаются более 60 тыс. осужденных. Кроме того, более
80 тыс. осужденных получают рабочие профессии в 338 профессиональных
училищах и 152 их филиалах. Помочь осужденному получить профессию
– очень важная социальная задача. К сожалению, имеющиеся при исправительных
учреждениях на день сегодняшний профессиональные училища и их филиалы
из-за их недостаточного количества не позволяют в полном объеме
решать эту задачу: в трети существующих сегодня исправительных колоний
нет училищ, и поэтому осужденные не могут получить начальное профессиональное
образование или профессиональную подготовку, которые, непременно,
пригодились бы им после освобождения. Из-за этого только в 2003
году освобождено из мест лишения свободы без специальности 13,5
тыс. осужденных (5,4%), в том числе 631 женщина (3,9%). Продолжает
иметь место рост количества осужденных, не имеющих профессии или
специальности. В целом по УИС Минюста России количество осужденных,
не имеющих специальности, составляет 10,4 % от их среднесписочной
численности.
Реформирование уголовно-исполнительной системы, смещение акцентов
в сторону гуманизации процесса исполнения уголовных наказаний в
виде лишения свободы, внимание к проблеме рецидивной преступности,
изучение международной практики функционирования пенитенциарных
учреждений вызвали к жизни идею о возможности и необходимости дальнейшего
повышения образовательного уровня осужденных как фактора, способного
оказать стабилизирующее воздействие на положение дел в местах лишения
свободы и криминогенную ситуацию в стране в целом.
Поэтому Федеральным законом № 25-ФЗ от 9 марта 2001 года внесено
существенное дополнение в статью 108 Уголовно-исполнительного кодекса
Российской Федерации, согласно которому администрация исправительного
учреждения с учетом имеющихся возможностей создает условия для получения
осужденными среднего (полного) общего и высшего профессионального
образования.
Первопроходцем этого направления гуманизации уголовно-исполнительной
системы явились Северо-Западный технический университет (г. Санкт-Петербург),
Московский государственный индустриальный университет и Московский
государственный университет экономики, статистики и информатики.
Число ВУЗов, участвующих в обучении осужденных, с каждым годом возрастает.
Сегодня более 1200 осужденных в 65 территориальных органах УИС обучаются
на договорной основе в учреждениях среднего и высшего профессионального
образования.
Подход к представлению осужденным образовательных услуг в каждом
конкретном случае решался исходя из возможностей сторон. Так, например,
главным условием для поступления в Северо-Западный заочный технический
университет (СЗТУ, ректор В.В. Гурецкий) на протяжении более десяти
лет является только уровень знаний и соблюдение требований Правил
внутреннего распорядка исправительных учреждений. За свое обучение
осужденные в период пребывания в местах лишения свободы не платят.
Также на безвозмездной основе организовано обучение осужденных в
Московском государственном социальном университете, в котором уже
на протяжении ряда лет получают образование осужденные Можайской
исправительной колонии для осужденных женщин (Московская область).
В настоящее время здесь обучаются 75 осужденных женщин.
В Современной гуманитарной академии и ее филиалах на договорной
основе обучаются более 460 осужденных, отбывающих наказание в ИК
Республики Коми, Красноярского и Хабаровского краев, Владимирской,
Курской, Пензенской, Ульяновской и Ярославской областей. Необходимо
отметить, что для организации обучения осужденных данное образовательное
учреждение предоставляет собственную оргтехнику.
|