Социальная работа с несовершеннолетними
нарушителями в Санкт-Петербурге
В 2001 году началось сотрудничество Университета
г. Стокгольма, Комитета по молодежной политике и общественными
организациями г. Санкт-Петербург и петербургскими судами.
Цель сотрудничества - убедиться, что вся работа с малолетними
правонарушителями осуществляется в соответствии с принципами
Конвенции по правам ребенка, что права детей и подростков
уважаются, и что детям и подросткам дана возможность активно
влиять на процесс реабилитации.
Задача сотрудничества - разработать современную систему
квалифицированной социальной поддержки, обследований и
реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в Санкт-Петербурге.
Планируется, что реабилитационная работа будет выстраиваться
с позиции интересов ребенка, когда ситуация оценивается
в соответствии с индивидуальными социальными и психологическими
потребностями ребенка. Более того, с учетом социальные
и психологические потребностей ребенка, которые должны
являться основой для развития новых альтернативных методов
работы с несовершеннолетними правонарушителями. Еще одна
задача сотрудничества - улучшить взаимодействие между
разными правительственными организациями, работающими
с несовершеннолетними правонарушителями.
Проект состоит из четырех взаимосвязанных частей (в двух
последних частях Университет Стокгольма сотрудничает с
Управлением исполнения наказаний г. Санкт-Петербурга и
Ленинградской обл., а также с Министерством Юстиции России).
Первая часть проекта выступает за повышение уровня компетенции
специалистов при изучении ювенальной преступности в Санкт-Петербурге,
включая социальные аспекты в план такого изучения. Изучение,
осуществленное на высоком уровне систематизации и квалификации,
является важным инструментом для правоохранительных органов,
когда они принимают решения, связанные с судьбой подростка,
как в момент проведения следственной работы, так и в момент
определения меры наказания для подростка. Для таких подростков
предложено развивать социальную поддержку и реабилитационную
работу, создавая специальную команду социальных работников,
которая будет подчиняться Комитету по делам молодежи,
и действовать в сотрудничестве с петербургскими судами
для несовершеннолетних.
Вторая часть проекта нацелена на развитие открытой реабилитационной
системы для определенных групп подростков. Это работа
по усилению роли семьи и ее потенциала в деле заботы о
подростках и их воспитания.
Социальные работники, участвующие в первой части проекта,
обучались методам проведения открытой реабилитационной
работы несовершеннолетних правонарушителей на специальных
курсах. Курсы были основаны на специальной программе «Интенсивная
домашняя и семейная реабилитация», специально разработанной
для поддержки социально незащищенных детей и их семей,
и являются альтернативой изоляции подростков в специальных
учреждениях - в подследственных изоляторах или тюрьмах.
Третья часть проекта подразумевает работу с подростками,
которые находятся под следствием или уже приговорены судом
и находятся в заключении. Эта часть проекта начата весной
2004 года и предполагает завершиться в конце 2006 года.
Основной принцип работы с такими подростками - адаптация
методов реабилитации к индивидуальным потребностям подростка,
а также внедрение международных рекомендаций и принципов
в повседневную практику. Эта часть проекта подразумевает
сотрудничество с школой в г. Уппсала, Швеция. Обучение
проходит в 2 семестра. На сегодняшний день уже проработаны
вопросы, касающиеся процедуры исследования, т.е. изучения
всего комплекса проблем подростка. В следующем семестре
предполагается изучать следующие вопросы: агрессивное
поведение (артметод), профилактика и реабилитация после
совершения сексуальных преступлений, профилактика ВИЧ-инфекций,
подростковая психология. Программа обучения включает поездки
участников на практику в г. Уппсалу.
Четвертая часть проекта подразумевает социальную интеграцию
несовершеннолетних после завершения отбывания наказания.
Эта часть проекта нацелена на развитие адаптационных программ,
которые могут быть использованы для освободившихся подростков.
Также предполагается, что эти программы подойдут и для
условно освобожденных подростков. Эта часть программы
будет подробно разработана весной 2005 года, а обучение
начнется с осени 2005 года.
Эва Хольмберг-Херрстрем,
кандидат наук, менеджер проекта, Университет г. Стокгольма