Коррекционное образование в тюрьмах

Региональная общественная организация "Центр Женских Инициатив"
При поддержке: Ассоциации "Христианский Диаконический Совет С-Пб" (ХМДС), ГУИН Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и Региональной общественной организации "Центр Женских Инициатив"

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 7-10 октября 2004г

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ КОЛЛЕГ

 
 

19
Что делает развивающий диалог развивающим?
Любовь и вера, восстанавливающие «пропущенные» способности к установлению контакта и веру в себя.
Правовая основа взаимодействия, порождающая демократические ценности.
Безопасность мыслительного поиска, развивающая рефлексию как способность видеть со стороны свое поведение и его последствия.
Передача ответственности, научающая отвечать за собственную жизнь во всех ее проявлениях.
20
Почему развивающий диалог является инструментом не только социальной реабилитации, но и профилактики правонарушений?
Развивающий диалог является инструментом профилактики в той же мере, что и инструментом социальной реабилитации, потому что «бьёт» по тем же мишеням: социальной беспомощности и её психологическим корням.

Пример:
Из 64 детских колоний России наша Колпинская в 2002 году была в самом тяжелом материальном положении. Поэтому из специального фонда Президента для колонии было выделено 1 млн рублей (около 33 тыс. долларов) на её ремонт и, в первую очередь, средства предназначались на ремонт школы. Персонал колонии сетовал, что, к сожалению, выполненного ремонта хватит ненадолго, так как подростки ничего не умеют делать и не хотят ценить чужой труд. И поэтому очень скоро все будет испачкано, разбито и т.д. Воспитатели считали, что все бесполезно: Подростков нельзя научить ценить чужой труд, говорили сотрудники колонии, охваченные чувством беспомощности.
Тогда мы спросили учителей школы:
«Как предполагается ремонтировать школу? Какие именно работы будут сделаны? Какого цвета будут стены, например?» В ответ услышали, что, по слухам - заменят окна и ограничатся простым косметическим ремонтом. «…А кто ж его знает, какого цвета будут стены? Денег на все не хватает, чего тут обсуждать?»
- «А кто решает все эти вопросы»?
- «Начальник колонии, наверное».
- «Скажите, обратились мы к преподавателям, - есть ли среди вас те, кто при найме специалистов-ремонтников сделать ремонт у себя дома станет говорить - «Денег на все не хватает, так что сделайте тут что-нибудь»? Разве в вашей жизни всегда достаточно средств, чтобы сделать ремонт, о котором мечтали? Вы, наверное, все в такой сложной ситуации расставляете приоритеты, рассчитываете, что сделать сейчас, а что потом?.. Почему же вы сейчас вместе с подростками, не хотите принять решение, что и как ремонтировать в школе? Ведь школа – это ваш общий дом, ваша территория.
- «Да кто нас спрашивает?...»
- А как вы смотрите на предложение, провести небольшой эксперимент и опросить всех учителей и подростков в колонии: «Если бы мы не были ограничены в деньгах, что и как бы отремонтировали в школе?». Ведь в колонии все подростки посещают школу, и таким образом мы сможем узнать, каковы потребности всех. Как вы считаете, какие потребности окажутся у подростков наиболее важными?
- Да, что они там придумать смогут? Курилку какую-нибудь да безобразия всякие, если им волю дать!...
И тем не менее мы взялись за дело: в течение недели были опрошены все учителя и подростки, которые все без исключения отнеслись к этой работе с большим энтузиазмом.
Подсчитав наиболее часто встречающиеся ответы, мы выяснили, что подростки больше всего хотели, чтобы в школе было, во-первых, тепло, во-вторых, светло, в-третьих, был свежий и чистый воздух. Мы не могли не признать, что указывались совершенно здоровые, жизненно важные потребности. Не забыли, правда, подростки и про красивые туалеты с хорошей туалетной бумагой и жидким мылом, и тренажерный зал, и курилку с хорошей вытяжкой, чтобы все было культурно, и многое другое. Заинтересованно обсуждали множество других деталей, вроде цвета стен. И удивительное дело, смогли даже прийти к общему решению: «Хотим, чтобы было что-нибудь светлое, солнечное, желтое или песочное».
Не было в ответах только «безобразий», которые ожидали получить взрослые. Позже мы многократно предлагали разным взрослым людям «догадаться», какие три самые важные потребности указали осужденные подростки. Но никому, к сожалению, ни разу не удалось даже приблизиться к правильному ответу…
Для учителей наиболее важным оказалось создание уголка отдыха в учительской.
Потом мы прошли к начальнику колонии и спросили его, что, в первую, очередь надо отремонтировать в колонии?
- Вход, то есть проходную, - сказал начальник. - Ведь это лицо колонии.
- Как вы думаете, насколько по времени хватит сделанного ремонта школы?- Спросили мы его.
- Ненадолго, - мрачно ответил он.
- А хотите ли вы, чтобы ребята берегли отремонтированную школу?
- Да, конечно, но это невозможно.
- Видите ли, нельзя отрывать процесс реабилитации подростков от жизни, в которой они живут. Любое событие, происходящее в их жизни, общей и личной, должно становиться предметом их реабилитации, а ограничиваться отдельными воспитательными мероприятиями по воспитательному плану. Это значит, что ребята должны иметь возможность влиять на свою жизнь, то есть принимать важные для себя решения, которые смогут менять их жизнь. И эти решения должны основываться на их реальных потребностях, тогда они будут заинтересованы в том, чтобы добиваться их воплощения. И очень ценить свой успех в их достижении. Им просто жизненно необходимо переживать чувство успеха – противоположное чувству беспомощности. Как вы думаете, какие у подростков самые важные потребности, которые надо было бы учесть при ремонте школы?
К сожалению, начальник колонии также был далек от правильного ответа…
- Как вы смотрите на то, чтобы учесть потребности ребят и учителей при ремонте школы? А если на все задуманное не будет хватать денег, совместными усилиями найти недостающие или принять решение о том, что и как будет сделано в первую очередь? Вы проведете очень существенные практичные уроки математики и жизни, которые помогут узнать, что сколько стоит, и как выбрать получше и дешевле, какими запросами придется поступиться, а чем нет и почему?»
Начальник колонии покивал головой, но все было сделано как всегда…
+++ картинки

Е.Н. Чеснокова,
старший преподаватель кафедры психологии и развития,
ХГО «Доверие», г. Санкт-Петербург, Россия
А.Л. Лихтарников,
Доцент кафедры психологии и развития,
ХГО «Доверие», г. Санкт-Петербург, Россия

_________

 

  Wic@online.ru АДРЕС РОО "ЦЖИ": 187000 Ленинградская обл., г.Тосно, ул. Боярова, 16А тел
Hosted by uCoz