19
Что делает развивающий диалог развивающим?
Любовь и вера, восстанавливающие «пропущенные» способности к установлению
контакта и веру в себя.
Правовая основа взаимодействия, порождающая демократические ценности.
Безопасность мыслительного поиска, развивающая рефлексию как способность
видеть со стороны свое поведение и его последствия.
Передача ответственности, научающая отвечать за собственную жизнь
во всех ее проявлениях.
20
Почему развивающий диалог является инструментом не только социальной
реабилитации, но и профилактики правонарушений?
Развивающий диалог является инструментом профилактики в той же
мере, что и инструментом социальной реабилитации, потому что «бьёт»
по тем же мишеням: социальной беспомощности и её психологическим
корням.
Пример:
Из 64 детских колоний России наша Колпинская в 2002 году была
в самом тяжелом материальном положении. Поэтому из специального
фонда Президента для колонии было выделено 1 млн рублей (около
33 тыс. долларов) на её ремонт и, в первую очередь, средства предназначались
на ремонт школы. Персонал колонии сетовал, что, к сожалению, выполненного
ремонта хватит ненадолго, так как подростки ничего не умеют делать
и не хотят ценить чужой труд. И поэтому очень скоро все будет
испачкано, разбито и т.д. Воспитатели считали, что все бесполезно:
Подростков нельзя научить ценить чужой труд, говорили сотрудники
колонии, охваченные чувством беспомощности.
Тогда мы спросили учителей школы:
«Как предполагается ремонтировать школу? Какие именно работы будут
сделаны? Какого цвета будут стены, например?» В ответ услышали,
что, по слухам - заменят окна и ограничатся простым косметическим
ремонтом. «…А кто ж его знает, какого цвета будут стены? Денег
на все не хватает, чего тут обсуждать?»
- «А кто решает все эти вопросы»?
- «Начальник колонии, наверное».
- «Скажите, обратились мы к преподавателям, - есть ли среди вас
те, кто при найме специалистов-ремонтников сделать ремонт у себя
дома станет говорить - «Денег на все не хватает, так что сделайте
тут что-нибудь»? Разве в вашей жизни всегда достаточно средств,
чтобы сделать ремонт, о котором мечтали? Вы, наверное, все в такой
сложной ситуации расставляете приоритеты, рассчитываете, что сделать
сейчас, а что потом?.. Почему же вы сейчас вместе с подростками,
не хотите принять решение, что и как ремонтировать в школе? Ведь
школа – это ваш общий дом, ваша территория.
- «Да кто нас спрашивает?...»
- А как вы смотрите на предложение, провести небольшой эксперимент
и опросить всех учителей и подростков в колонии: «Если бы мы не
были ограничены в деньгах, что и как бы отремонтировали в школе?».
Ведь в колонии все подростки посещают школу, и таким образом мы
сможем узнать, каковы потребности всех. Как вы считаете, какие
потребности окажутся у подростков наиболее важными?
- Да, что они там придумать смогут? Курилку какую-нибудь да безобразия
всякие, если им волю дать!...
И тем не менее мы взялись за дело: в течение недели были опрошены
все учителя и подростки, которые все без исключения отнеслись
к этой работе с большим энтузиазмом.
Подсчитав наиболее часто встречающиеся ответы, мы выяснили, что
подростки больше всего хотели, чтобы в школе было, во-первых,
тепло, во-вторых, светло, в-третьих, был свежий и чистый воздух.
Мы не могли не признать, что указывались совершенно здоровые,
жизненно важные потребности. Не забыли, правда, подростки и про
красивые туалеты с хорошей туалетной бумагой и жидким мылом, и
тренажерный зал, и курилку с хорошей вытяжкой, чтобы все было
культурно, и многое другое. Заинтересованно обсуждали множество
других деталей, вроде цвета стен. И удивительное дело, смогли
даже прийти к общему решению: «Хотим, чтобы было что-нибудь светлое,
солнечное, желтое или песочное».
Не было в ответах только «безобразий», которые ожидали получить
взрослые. Позже мы многократно предлагали разным взрослым людям
«догадаться», какие три самые важные потребности указали осужденные
подростки. Но никому, к сожалению, ни разу не удалось даже приблизиться
к правильному ответу…
Для учителей наиболее важным оказалось создание уголка отдыха
в учительской.
Потом мы прошли к начальнику колонии и спросили его, что, в первую,
очередь надо отремонтировать в колонии?
- Вход, то есть проходную, - сказал начальник. - Ведь это лицо
колонии.
- Как вы думаете, насколько по времени хватит сделанного ремонта
школы?- Спросили мы его.
- Ненадолго, - мрачно ответил он.
- А хотите ли вы, чтобы ребята берегли отремонтированную школу?
- Да, конечно, но это невозможно.
- Видите ли, нельзя отрывать процесс реабилитации подростков от
жизни, в которой они живут. Любое событие, происходящее в их жизни,
общей и личной, должно становиться предметом их реабилитации,
а ограничиваться отдельными воспитательными мероприятиями по воспитательному
плану. Это значит, что ребята должны иметь возможность влиять
на свою жизнь, то есть принимать важные для себя решения, которые
смогут менять их жизнь. И эти решения должны основываться на их
реальных потребностях, тогда они будут заинтересованы в том, чтобы
добиваться их воплощения. И очень ценить свой успех в их достижении.
Им просто жизненно необходимо переживать чувство успеха – противоположное
чувству беспомощности. Как вы думаете, какие у подростков самые
важные потребности, которые надо было бы учесть при ремонте школы?
К сожалению, начальник колонии также был далек от правильного
ответа…
- Как вы смотрите на то, чтобы учесть потребности ребят и учителей
при ремонте школы? А если на все задуманное не будет хватать денег,
совместными усилиями найти недостающие или принять решение о том,
что и как будет сделано в первую очередь? Вы проведете очень существенные
практичные уроки математики и жизни, которые помогут узнать, что
сколько стоит, и как выбрать получше и дешевле, какими запросами
придется поступиться, а чем нет и почему?»
Начальник колонии покивал головой, но все было сделано как всегда…
+++ картинки
Е.Н. Чеснокова,
старший преподаватель кафедры психологии и развития,
ХГО «Доверие», г. Санкт-Петербург, Россия
А.Л. Лихтарников,
Доцент кафедры психологии и развития,
ХГО «Доверие», г. Санкт-Петербург, Россия
_________